Методика раннего развития семьи Никитиных

Методика Никитиных была создана педагогами и родителями семерых детей Борисом и Леной Никитиными. Она получила признание не только в России, но и в Германии, Японии, Соединенных Штатах.

Методика Никитиных

Кто такие Никитины

Борис Никитин, которому тогда было 42, и 28-летняя Лена Литвинова познакомились в 1958 году на педагогическом совещании. Встреча стала судьбоносной для людей, которых объединила общая увлеченность творческой деятельностью и школьными преобразованиями.

В то время Борис Павлович с группой педагогов занимался разработкой идеи открытия школы, повторявшей опыт Антона Семеновича Макаренко. Открыть ее не удалось, зато получилось создать прекрасную семью, родить семерых детей, Алексея, Антона, Ольгу, Анну, Юлию, Ивана и Любовь.

С ранних лет у юных членов семьи формировались физические, интеллектуальные, творческие, трудовые способности. О том, как это получилось и рассказывает методика Никитиных.

Методика Никитиных

Когда в 1959 в семье родился первый сынишка, Борис и Лена просто радовались его появлению, проявляли свою любовь и заботу, не задумываясь ни о какой системе его воспитания и развития. Однако вскоре они заметили, что их маленький Алексей даже плачет по-разному, словно что-то хочет сказать, упирается, когда ему пытаются надеть чепчик, откликается на внешние раздражители.

И тогда супруги решили действовать по интуиции, наперекор стандартному воспитанию, прислушиваясь к желаниям малыша. Их ребенок сам стал «подсказывать» родителям, когда ему есть и спать. Во время бодрствования Борис и Лена стали заниматься со своим чадом физическими упражнениями, закаливанием. Мама постоянно разговаривала с малышом, пела ему песни. Постепенно дитя стало само находить для себя интересные занятия.

В общем, Никитины стали доверять природному детскому началу. Позже, Лена Алексеевна скажет, что это было «возвращением к истокам». В результате ребенок развивался быстрее, становился активнее и умнее. А родители не только радовались этому, а собственные открытия, наблюдения регулярно заносили в дневники, которые впоследствии стали основой книг Бориса Никитина. Кстати, первая из них «Мы и наши дети» получила широкое распространение в родительской среде, вызвав, порой яростные, дискуссии.

Читайте также:  Метод Монтессори

Интуитивное накопление опыта помогало родителям уже с последующими детьми внедрять его в жизнь, создавая естественные условия для развития их способностей. Конечно же, не все было просто и гладко, случались ошибки. Методика Никитиных, создаваемая на определенных принципах семейного воспитанияс каждым новым ребенком проходила проверку на прочность, и в целом дала положительные результаты.

Развивающие игры Никитиных

Доказательство своей правоты

Уже после появления первенца Никитины столкнулись с непониманием близких людей, соседей, которые полагали, что родителями проводятся «неумные эксперименты» над своим ребенком.

Впервые фильм об этом необычном семействе был снят в 1965 году, получив название «Правы ли мы?». Там Борис и Лена рассказали о собственном опыте раннего развития детей. Откликом на него стали мнения педагогов и врачей, утверждавших, что детей в семье Никитиных не просто неправильно воспитывают, а калечат. Не секрет, что в те «застойные» времена в обществе процветал консерватизм, в том числе и во взглядах на детское воспитание и развитие.

Однако на практике Никитины видели, что их система реально работает. В их семье росли здоровые, закаленные, выносливые, увлеченные ребятишки. Они в 3-4 года уже читали, овладевали азами математики, а в школе перескакивали через классы. Так что, несмотря на возмущение общественности, Никитины продолжали совершенствовать свою систему воспитания, которая в настоящее время уже никого не удивляет.

И действительно методика Никитиных очень много привнесла в современную жизнь:

  • Новорожденного сразу после появления на свет прикладывают к материнской груди.
  • Кормят младенца по его требованию, включая ночное время. Кстати, этот же принцип ненасильственного питания должен действовать и в дальнейшем.
  • Мама и ребенок спят вместе.
  • Малыши принимают регулярные воздушные ванночки, производят закаливание детского организма.
  • Избегают специальной стерильности.
  • Младенца с рождения обучают гигиеническим навыкам: выдерживают над тазиком, как в дневное, так и в ночное время.
  • Проводят специальные физические упражнения, далее, применяя спортивный комплекс
  • Ребенку предоставляют полную свободу при познании окружающей среды, что позволяет в дальнейшем занимать активную позицию в жизни.
  • Знакомство с опасными предметами, куда входят ножи, ножницы, иголки, спички, происходит при помощи родителей. К примеру, они позволяют легко дотронуться до горячего утюга для понимания, что с ним нужно обращаться осторожно.
  • Мама как можно чаще берет на руки малыша, понимая, что через контакт с ней развивается эмоциональная сфера ребенка. Если же по разным причинам это делать невозможно, то с ним ласково разговаривают, поют песенки.
  • Хвалят ребенка, радуются его успехам, записывают его достижения и гордятся ими.
Читайте также:  Развивающие игры Никитина

Безусловно, многие современные мамочки так и поступают, даже не догадываясь, что должны быть благодарны педагогам-новаторам Никитиным.

Главные принципы методики Никитиных

Методика Никитиных имеет три ключевых принципа, выработанных самими авторами в процессе общениями со своими детьми.

  1. Дети должны носить легкую одежду, не стесняющую движений, не мешающую активно двигаться. Не стоит превращать маленького ребенка в «капусту», надевая на него много одежек. Утеплять малыша следует в зависимости от времени года, погодных условий. Сюда же относится спортивная обстановка в доме, когда спортивные снаряды, как мебель и вещи, с ранних лет становятся для ребенка неотъемлемыми предметами в их среде обитания.
  2. Каждый ребенок обладает правом самостоятельного выбора занятия по своему усмотрению, проявляя в них абсолютную свободу творчества. Не должно быть обязательных тренировок, зарядок, занятий чем-то, противоречащих его желанию. Нет и ограничений по времени. Спорт сочетается с интеллектуальными, творческими, трудовыми занятиями.
  3. Родители должны поддерживать сыновей, дочерей в любых делах, проявлять искренний интерес к их увлечениям, участвовать в играх, прогулках, туристических походах. Так появляется полное взаимопонимание с самыми близкими людьми, которые их любят, готовы в любую минуту прийти на помощь.

По глубокому убеждению Никитиных, в воспитании детей следует избегать двух крайностей:

«заорганизованности», когда ребенка бесконечно опекают, развлекают, водят на различные занятия, что не оставляет ему свободного времени;

«заброшенности», то есть общение заключается только его обслуживании (кормлении, одевании, укладывании спать).

Главным врагом воспитания является равнодушие. Ведь даже самый лучший спортивный комплекс не «сработает», если взрослые не проявят искреннего интереса к тому, как ребенок занимается на нем, какие делает успехи.

Однако не следует забывать и об основной цели родителей: не мешать развитию юного человека, а только помогать ему. Создание «опережающих» условий и богатой развивающей среды – это именно то, чем могут помочь мама и папа.

Читайте также:  Что необходимо знать ребенку к 1 классу

К примеру, когда дети только начинают говорить, среди их «малышовых» игрушек появляются кубики с буквами и цифрами. Они растут, а рядом находятся уже счетные палочки, измерительные приборы и т. д. Сами Никитины создали массу развивающих игр для своих детей. Теперь они являются общим достоянием. Их можно использовать неравнодушным родителям, которые хотят, чтобы их дети учились анализировать, логически, критически, нестандартно мыслить.

Плюсы и минусы системы Никитиных

Безусловно, система воспитания Никитиных обладает многими достоинствами. Если вы хотите вырастить активных, физически здоровых, любознательных, готовых преодолевать трудности, интеллектуально развитых и воспитанных людей, тогда методика Никитиных – то, что вам необходимо.

Но будьте готовы к тому, что вашим детям, привыкшим к свободе выбора занятий по душе, придется нелегко в школьной жизни. Ведь к предметам, которые неинтересны, они будут, скорее всего, относится поверхностно, что, может сказаться на отметках и на отношении к ним учителей. Также очень тесный контакт детей и родителей имеет обратную сторону, ограничивая общение с ровесниками.

Поделиться с друзьями
Добавить комментарий