Развивающие игры Никитина

Развивающие игры Никитина, разработанные Борисом Павловичем для собственных детей, до настоящего времени не имеют аналогов в мире. Это уникальные дидактические материалы, успешно развивающие детей дошкольного возраста.

игры Никитина

Игры Никитина для дошкольников

В семье Бориса и Лены Никитиных семеро детей воспитывались по системе «раннего разностороннего развития», разработанной ими. Те, кто захочет воспользоваться наработками педагогов-новаторов , должны помнить, что их для этого потребуется максимальная самоотдача. Ведь воспитание в семье Никитиных базировалось на трех основополагающих принципах:

  • создании благоприятной среды для физического и умственного развития детей;
  • свободе детского творчества;
  • неравнодушии родителей.

Никитины полагали: «раннее развитие» младенца начинается до его появления на свет. Борис Павлович даже выдвигал гипотезу, что в людях изначально есть способности для развития, утрачивающиеся в процессе взросления. Поэтому супругами и была создана авторская методика Никитиных, разработаны развивающие игры, способствующие всестороннему формированию способностей детей с малолетства.

Особенности игр

Развивающие игры Никитина

Развивающие игры Никитина основаны на одном из главных принципов обучения, гласящего, что к сложному следует идти от простого. При этом должно соблюдаться важнейшее условие: делать все самостоятельно, не заставлять ребят, а создавать радостную и свободную творческую обстановку. Родители, участвуя в детских играх, не мешают им анализировать, лично решать проблемы, не делая того, что дети должны совершать сами.

В таких играх юный человек является активной стороной. Он мыслит, принимает решения, а не просто четко следует предложенному образцу. Так развивается логическое и образное мышление, творческое начало, формируется умение создать образ, воспитывается самостоятельность.

Развивающие игры Никитина представляют собой многофункциональные головоломки, которые дают широкий простор детскому творчеству. Они несложно подстраиваются под конкретного человека, уровень его развития, увлечения.

Читайте также:  Методика раннего развития семьи Никитиных

Каждая игра обладает набором заданий, которые дети решают при помощи картонных либо пластиковых квадратиков, кубиков, кирпичиков, деталек конструктора, иных элементов. Они не статичны: их можно усовершенствовать, расширить, придумать новые задания.

Как играть?

Важным условием является то, что детям ни в коем случае не навязываются обязательные правила игры. Взрослые не показывают и не рассказывая, что надо делать, а что нет. Малыши должны самостоятельно решить предлагаемую задачу от старта до финиша.

Методика Никитиных дает возможность детям самостоятельно отыскивать решения неизвестных для них задач, творить нечто новое, ведущее к развитию их способностей. Родители же просто следят, чтобы задания не оказались чрезмерно трудными или слишком легкими, ненавязчиво «регулируют», «направляют» игровой процесс. Когда же все у ребенка все получится, то наградой будет совместная искренняя радость, стимулирующая его дальнейшие победы.

Принципы Никитинских игр

Принципы собственноручно разработанных игр педагог-новатор изложил в книге «Ступеньки творчества или развивающие игры». Вот некоторые из них.

  • Радуйтесь достижениям малышей, что вдохновляет их, является гарантией грядущих успехов.
  • Не заставляйте, а увлекайте детей игрой. В игровом процессе нет места пресыщению, обидным замечаниям.
  • Терпеливо выдерживайте детскую самостоятельность. Давайте ребятишкам возможность лично мыслить, ошибаться и исправлять собственные недочеты.
  • Начинайте с доступных заданий, выполнение которых гарантирует первые успехи. Постепенно, идя от простейших задач к все более сложным, дети развиваются, формируются их творческие способности.
  • Внимательно следите за развитием детей, записывайте их успехи, что даст возможность определить, когда «включить» нужную игру.
  • Приберегайте игры, порой «забывайте» о них на какой-то период. Пускай они стоят в определенном, не совсем досягаемом месте, пока дети сами не попросят поиграть.
  • Фантазируйте, оживляйте игровой процесс малышами от полутора до трех лет сказочными историями. Постепенно подросших ребятишек увлечет уже само преодоление сложностей для достижения заветной цели.
  • Формируйте непринужденную среду, не подавляйте двигательную активность ребят. Поощряйте проявления радости: восторженные прыжки, кувыркание на коврике, полеты к потолку на руках папы.
  • Организовывайте состязания на скорость решения задач между детьми и взрослыми. Не поддавайтесь, но при поражении честно признавайте его. Поверьте, родительский авторитет при этом не пострадает.
  • Находите собственные принципы, чтобы еще больше увлечь своих детей.
Читайте также:  Метод Монтессори

Основные игры Никитина

«Кубики для всех» состоят из некрупных кубиков, скрепленных между собой в виде семи разноцветных фигур разной формы. Из них малышам необходимо сделать согласно представленным заданиям-рисункам модельки, которые напоминают домики, фигурки зверей, машинки, геометрические фигуры. Ребятишки сооружают их с использованием двух или трех фигур.

«Рамки и вкладыши» имеют в своем составе 16 рамок, к каждой из которых есть свой вкладыш, представляющий геометрическую фигуру: треугольник, квадрат, прямоугольника, круг, овал и так далее. Даже самые маленькие дети способны вложить в конкретную рамку нужный вкладыш. Те же, кто повзрослее, обводят, а после заштриховывают рамки.

«Сложи узор» – так называется игра, состоящая из 16 кубиков, грани которых имеют определенный цвет. Кубики обязательно укладываются в картонную либо деревянную коробку. Пользоваться игрой можно деткам с полуторагодовалого возраста. Малыши уже способны выложить дорожки основных (зеленый, синий, красный, желтый) цветов. Далее дети усваивают, как упаковывать в коробку кубики так, чтобы их верх был определенного цвета. А потом уже можно приступить к складыванию элементарных узоров.

«Точечки» представляют собой квадратные карточки различных цветов, где находятся точки: от нуля до 10. Также есть карточки с цифрами. Поначалу дети размещают квадратики по цвету, далее – по порядку: от нуля до карточки с 10-ю точечками либо цифрами. Постепенно игровой процесс усложняется.

Эти и другие развивающие игры Никитина описываются в созданной им книге «Интеллектуальные игры», где автор также дает советы и рекомендации, как правильно организовать игровой процесс с детьми.

«Уникуб» состоит из 27 некрупных деревянных кубиков, имеющих цветные грани. Она знакомит полуторагодовалых и старше детишек с трехмерным пространством. Дети складывают разные 3-мерные фигурки, композиции по предложенным схемам.

Читайте также:  Что необходимо знать ребенку к 1 классу

«Сложи квадрат» является игрой-головоломкой, состоящей из 12 разноцветных квадратов, разделенных на части: из двух 3-угольников, 4-угольников и дальше. Из данных кусочков ребенок собирает квадраты. Играть рекомендуется с детьми от двух лет и выше

«Дроби» представляет собой три фанерки с расположенными на них четырьмя кругами различных оттенков. Первый круг – полный, второй – разделенный на 2 равные дольки, третий – на 3, четвертый – на 4 и так до 12 «долей». Ребенок, начиная с трехлетнего возраста, повторяет цвета, пересчитывает «дольки», складывает разноцветный кружок, производит иные действия на свое усмотрение.

Развивающие игры Никитина можно купить во многих популярных интернет-магазинах и книжных магазинах.

Поделиться с друзьями
Добавить комментарий